Очень часто мы говорим скетч, но сами плохо представляем о чем идет речь. Я считаю, что рисовать, это хорошо, а хорошо рисовать - еще лучше, но не стоит игнорировать обычную художественную грамотность, понимание терминов дает представление о чем идет речь в статье, книги или что пытается донести до вас другой художник. Речь идет не о "сленге", а о классических художественных терминах в живописи, но раз уж я вначале упомянула "скетч/sketch", то хочу сказать, что это применительно только к тому виду зарисовок, о которых речь пойдет ниже.

Приведенная ниже информация доступно любому, это отрывок из учебного пособия "Техники черно-белой графики" Л. П. Сопроненко, В. А. Локалов. Раз уж я вначале взялась осваивать карандаш, то с нее и начнем.


Эскиз, этюд, набросок

Набросок — рисунок, сделанный быстро, без окончательной отделки деталей изображения. Он может просто состоять из выразительных линий, уловивших настроение, интересную форму или движение изображаемого. Также это могут быть наброски части будущей картины, например, головы человека, руки, ноги, уха, либо животных — кошки, собаки, лошади и т. д., либо части туалета — кафтан, сапоги, где хорошо прописаны только детали, интересующие художника для написания большой работы.

Наброски делать очень полезно и интересно. Если не стесняетесь — рисуйте людей на улице, заставляйте своих домашних позировать или хотя бы замереть ненадолго, рисуйте очередь на приём к врачу, на особо скучных лекциях рисуйте преподавателей, учащихся. Набивайте руку на домашних набросках того, что едите, что стоит на рабочем столе. В дальнейшем это существенно поможет вам легко и быстро изображать то, что хочется. Кроме того, у вас сложится «библиотека образов» из того, наброски чего вы создавали.


Этюд
— это, как правило, вполне законченная работа, например, пейзаж, написанный на пленере, который потом, в мастерской, используется для написания большой работы (или оставляется как есть). Иногда этюды получаются куда более цельными, приятными и точными по тоновым отношениям, чем более длительные работы, это говорит о том, что человек закопался в деталях в ущерб главному. Этюд передаёт особенности падающих теней, расположение объектов, интересные ритмические сочетания пятен — этого вполне достаточно для того, чтобы позже, опираясь на данную канву, создать детальную работу.


Перед тем, как начинать длительную работу, стоит сделать предварительный эскиз. Он поможет рассчитать удачную композицию, проложить основные света и тени. Не думайте, что это пустая трата времени — практически все графические материалы не терпят исправлений, так что вы можете направить все силы на создание за¬ведомо неверной композиции, например, а когда осознаете это, пройдёт много времени, силы будут потрачены, а настроение испорчено.

Если сложно мысленно вычленить из окружающего пространства удачную композицию формата заданного листа, можно вырезать из под¬ручной бумажки ваш уменьшенный формат и смотреть на мир через дырку в листе. Обойдите натюрморт, отойдите подальше, сравните, как он смотрится, если писать его стоя или сидя, найдите лучшее место и приступайте.

Задача эскиза — продумать композицию, передать соотношение пропорций предметов, их тональные массы. Вы можете немного двигать предметы на рисунке, если понимаете, что так композиция будет удачнее (к примеру, проблематично сдвинуть сарай для лучшего расположения тоновых пятен, но не проблема сделать это в этюде).

Эскизами называются наброски, где художник не просто пытается «накидать» интересный существующий мотив, а решает задачу компоновки будущей картины: расположение фигур, распределение тона и так далее. Поскольку эскизы делаются в основном на скорую руку, то они часто не закончены или вообще схематичны, хотя встречаются и полностью законченные эскизы, представляющие собой не только какие-то отдельные фигуры или детали, но даже и уменьшенные варианты готовой будущей картины.

@темы: учебные материалы (интернет), учебные материалы, графика